Внимание, данный сайт не работает. Новая версия сайта находится по адресу www.11.rospotrebnadzor.ru

на главную Управление Роспотребнадзора
Вход для сотрудников
по Республике Коми
   главная   контакты

Меню:

ДОКУМЕНТЫ | Постановления Главного врача

УПРАВЛЕНИЕ
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии"
ДОКУМЕНТЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ"
ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ИНФОРМАЦИЯ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕНЫХ НУЖД

№ 1 от 10 января 2008 года "О соблюдении требований санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в Республике Коми"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10.01.2008г. № 1

Сыктывкар

"О соблюдении требований санитарного
законодательства при обращении с отходами
производства и потребления в Республике Коми"

    Я, Главный государственный санитарный врач по Республике Коми, Глушкова Людмила Ивановна, проанализировав положение дел с обращением отходов производства и потребления, содержания территорий населенных мест, отмечаю, что вопрос загрязнения почвы является актуальным для городов и районов Республики Коми и связано это с неполным соответствием условий обращения отходов и содержания территорий установленным гигиеническим требованиям.
    В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 года № 52-ФЗ регламентированы санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению отходов производства и потребления. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, определил правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду.
    В целях совершенствования санитарного законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления и содержания территорий населенных мест утверждены и введены в действие ряд подзаконных нормативных правовых документов установивших гигиенические требования ко всему жизненному циклу отходов производства и потребления: СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»; СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила установления класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
    Вместе с тем в указанной сфере продолжают иметь место многочисленные нарушения санитарного законодательства, создающие угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми за 2006 и текущий период 2007года проведено более 80 проверок по соблюдению установленных требований в части размещения, хранения и утилизации отходов производства и потребления, а также содержания территорий населенных мест.
       Низкой остается эффективность системы плановой очистки территории от бытовых отходов. По-прежнему сохраняется дефицит специализированного автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых отходов, отмечается нарушение графиков вывоза отходов, установка контейнеров производится без соответствующего расчета норм накопления, отмечается неудовлетворительная очистка и содержание дворовых и прилегающих к ним территорий.
        Отсутствуют населенные пункты, для которых были бы согласованы и утверждены в установленном порядке генеральные схемы очистки территорий, разработанные в соответствии с методическими указаниями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации (МДК 7-01.2003) или откорректированы существующие.
    Генеральная схема очистки территорий один из видов градостроительной документации определяющий объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания, и переработки отходов производства и потребления, необходимое количество единиц специальных машин и механизмов, оборудования и инвентаря для систем очиcки и уборки территорий населенных мест и объектов, целесообразность строительства, реконструкции и/или расширения объектов, очередность выполнения мероприятий.
        Серьезные санитарно-эпидемиологические проблемы связаны с размещением и эксплуатацией полигонов твердых бытовых отходов, иловых площадок сточных вод очистных сооружений. Отсутствуют подъездные пути с твердым покрытием, ограждения, недостаток или полное отсутствие изолирующего материала, использование отработанных участков полигонов, недостаточный производственный контроль за состоянием почвы, воды, атмосферного воздуха. Нет ни одного объекта, для которого в установленном порядке была бы утверждена санитарно-защитная зона.
    Многие полигоны продолжают эксплуатироваться с высоким коэффициентом заполнения (90 и более процентов). Строительство новых в Республике Коми не ведется, ежегодно, особенно в сельской местности в лесных массивах образуются несанкционированные свалки. Не решены в республике вопросы сбора и утилизации твердых бытовых отходов на территории дачных обществ, где зеленые зоны превращены в свалки бытового мусора.
    Отмечены факты несанкционированного хранения в учреждениях, где это запрещено, отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, создающих потенциальную опасность ртутного загрязнения помещений и территории в связи с отсутствием организованных систем сбора подобных отходов.
    В Республике Коми количество медицинских отходов имеет устойчивую тенденцию к росту, при этом система их сбора и утилизации в ряде случаев не соответствует требованиям установленным СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». Отходы, независимо от класса опасности, ввиду отсутствия на территориях мусоросжигательных установок, утилизируются на полигонах твердых бытовых отходов, создавая эпидемиологическую опасность. Актуальность обозначенной проблемы отмечается в целом по всей республике.
    В результате несоблюдения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, неудовлетворительной организации плановой санитарной очистки населенных мест, происходит накопление токсических веществ в почве, отмечается высокий уровень бактериального загрязнения её на территории жилой застройки, территорий детских и общеобразовательных учреждений.
    Проведенный анализ санитарного состояния почвы жилых территорий населенных мест в 2006 году показал увеличение доли проб почвы не отвечающих гигиеническим нормам по микробиологическим показателям и составил 18,5%, по паразитологическим показателям 6,4%.
    Следует отметить, что в ряде административных территорий (г. Сыктывкар - 37,5%, г. Воркута-27,7%, Ухта - 16,1%, Сыктывдинский район - 25,0%) доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в селитебной территории, значительно превышает средний показатель по республике (14,4%) и по Российской Федерации (15%).
Органами местного самоуправления не принимается должных мер по реализации полномочий в области обращения с отходами предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с доп. и изм.) низкой остается требовательность к предприятиям и организациям в решении вопросов, связанных с очисткой населенных мест, хранением, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов.
    Отмечены факты, закрытия в сдаваемых жилых многоэтажных домах мусоропроводов, в результате бытовые отходы собираются в существующие контейнера жилого фонда, что влечет их переполнение и вызывает справедливые жалобы населения.
    Часть хозяйствующих субъектов в сфере продовольственной торговли, общественного питания, культурно-развлекательного профиля и сервисного обслуживания размещены во встроено-пристроенных помещениях жилых зданий, оказывающие негативное влияние не только на условия проживания населения, но рядом данных предприятий не решены вопросы удаления ТБО, последние также сбрасываются в контейнера жилого фонда.
    В связи с вышеизложенным и на основании статей 22 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 482; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19,ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29, № 27, ст. 3213)

ПОСТАНОВЛЯЮ:  

1.Руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям осуществляющим:

1.1.эксплуатацию полигонов и других мест для размещения отходов производства и потребления обеспечить проектирование, согласование и утверждение в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон указанных объектов;
1.2.реализацию систем планово-регулярной и заявочной, в том числе «самовывозом», очистки населенных мест обеспечить соблюдение требований санитарного законодательства в части организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких отходов и уборки территорий;
1.3.эксплуатацию объектов, на которых происходит образование и временное хранение отходов производства и потребления, обеспечить осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, в соответствии с установленными гигиеническими требованиями.

2.Рекомендовать главам администраций муниципальных образований городских округов и муниципальных районов:
2.1.Рассмотреть вопросы по осуществлению плановой очистки территорий населенных мест, в том числе мест массового отдыха населения, территорий дачных обществ, эксплуатации мест хранения, захоронения и обезвреживания отходов производства и потребления и их соответствию установленным требованиям санитарного законодательства.
2.2.Принять меры по разработке (корректировке) генеральных схем очистки городов и населенных мест Республики Коми как одного из видов градостроительной документации определяющего объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания, и переработки отходов производства и потребления, необходимое количество единиц специальных машин и механизмов, оборудования и инвентаря для систем очитки и уборки территорий населенных мест и объектов, целесообразность строительства, реконструкции и/или расширения объектов, очередность выполнения мероприятий с учетом норм и объемов накопления отходов, тенденции ежегодного роста отходов, уровня благоустройства жилищного фонда.
2.3.При наличии необходимости в соответствии с установленными полномочиями подготовить и внести в органы исполнительной власти Республики Коми предложения о необходимости разработки региональной программы в области обращения с отходами.
2.4.Принятые решения оформить документами организационно-распорядительного характера.
2.5.Информацию о принятых мерах направить в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в срок до 01.05.2008 года.

3.Рекомендовать Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми:

3.1.В первом полугодии 2008 года рассмотреть вопрос о реализации органами местного самоуправления административных территорий Республики Коми полномочий и основных положений Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
3.2.Считать целесообразной, по результатам внесенных, органами местного самоуправления административных территорий Республики Коми, предложений, разработку целевой программы Республики Коми в области обращения с производственными и бытовыми отходами, предусмотрев в них проведение организационных и практических мероприятий по обеспечению эффективной плановой очистки населенных мест, проектирования и строительство полигонов промышленных и твердых бытовых отходов.

4.Рекомендовать Министерству здравоохранения Республики Коми:
4.1.Обеспечить разработку и реализацию организационных и практических мероприятий по соблюдению установленных гигиенических требований в части создания системы сбора и утилизации отходов лечебно-профилактических учреждений, принятые решения оформить документами организационно-распорядительного характера.
4.2.Информацию о принятых мерах направить в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в срок до 01.05.2008 года.

5.Главным государственным санитарным врачам по городам и районам Республики Коми и их заместителям, начальнику отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Коми:
5.1.Провести анализ работы по организации и осуществлению надзора за обращением с отходами производства и потребления, содержанию территорий населенных мест и категорированных объектов.
5.2.Проанализировать результаты применяемых мер административного воздействия в отношении виновных в нарушениях санитарного законодательства при обращении с отходами, в том числе практики подготовки и рассмотрения дел в судах в рамках применения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и принять действенные меры по повышению их эффективности.
5.3.Подготовить и внести в органы местного самоуправления предложения о включении в целевые программы обращения с отходами мероприятия, направленные на совершенствование систем сбора, транспортировки, хранения, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.
5.4.Обеспечить взаимодействие с Печорским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору в части рассмотрения материалов хозяйственной деятельности при получении санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
5.5.Рассмотрение материалов по обращению с отходами производства и потребления обеспечить в строгом соответствии с требованиями санитарного законодательства. При наличии необходимости поручать проведение санитарно-эпидемиологических обследований и подготовку экспертных заключений ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми».
5.6.Принять меры по повышению требовательности к организациям и предприятиям по безусловному соблюдению требований санитарного законодательства в данной сфере.
5.7.Информацию о выполнении данного постановления и о результатах надзора за обращением с отходами производства и потребления представить в установленном порядке.

6.Начальнику отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Коми:
6.1.Провести анализ деятельности Управления по организации и осуществлению надзора за обращением с отходами производства и потребления, содержанию территорий населенных мест и категорированных объектов.
6.2.Подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение предложения по совершенствованию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в данной сфере в срок до 01.06.2008 года.

7.ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми»:
7.1.Обеспечить проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы материалов на деятельность по сбору, транспортировке, использованию и размещению опасных отходов, при необходимости проведения санитарно-эпидемиологического обследования с целью оценки их соответствия установленным требованиям санитарного законодательства.
7.2.Обеспечить в необходимых случаях организацию и проведение санитарно-эпидемиологических обследований территорий жилой застройки и категорированных объектов для оценки их соответствия установленным гигиеническим требованиям.

8.Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главного государственного врача по Республике Коми В. В. Курбанова.

Главный государственный санитарный врач по Республике Коми
Л.И. Глушкова

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей

"Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
 
Copyright (c) Управление Роспотребнадзора по РК. Все права защищены. 2005-2007гг.
Создание и поддержка WebStar Studio
 
магазин игр