на главную Управление Роспотребнадзора
Вход для сотрудников
по Республике Коми
   главная   контакты

Меню:

НОВОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии"
ДОКУМЕНТЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ"
ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
БЛОГ
ИНФОРМАЦИЯ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕНЫХ НУЖД

О результатах статистического обследования населения Республики Коми по вопросам защиты прав потребителей

16.03.2009

    Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми по поручению Управления Роспотребнадзора по Республике Коми проведено обследование населения по вопросам прав потребителей в Республике Коми:
    Целью обследования явилось получение сведений, дающих относительно целостное представление о положении дел в сфере защиты прав потребителей на территории Республики Коми. В ходе обследования решались задачи по выявлению основных сфер нарушения прав потребителей, осведомленности населения о законодательных актах по защите их потребительских прав, определению основных источников получения информации по заданной тематике. Проанализированы ответы 2500 человек, опрошенных в 45 населенных пунктах на территории 20 городов и районов республики по специально разработанной анкете. Доля городского населения в выборке составила 76 %, сельского - 24%, неработающие пенсионеры -18,2%. Средний возраст опрошенных 42 года, с высшим образованием – 22,8 %, со средним специальным – 34,5 %, с общим средним – 18,4 %. Более половины опрошенных имели менее 10000,0 рублей в месяц в расчете на одного члена семьи.
Результаты опроса:
  • только одна треть опрошенных при покупке товара читает информацию на этикетке товара. При этом, чем выше уровень образования респондентов, тем чаще они обращаются к информации на упаковке товара.
Судя по данным опроса, информация о сроке хранения не всегда является определяющей для принятия решения о покупке товара. И те респонденты, которые читают информацию о сроке хранения, и те, кто не обращает на это внимание, приобретали в 2008 году продукты с истекшим сроком годности (более трети опрошенных). В Удорском и Прилузском районах их оказалось более половины.
  • 77 % опрошенных в 2008 году сталкивались с приобретением некачественных товаров и услуг. 19 % заявили, что их права нарушались при покупке товара, 16,5 % - при оказании услуг, 41,5 % - при покупке товара и оказании услуг. Результаты опроса показали, что в республике довольно распостранены нарушения, связанные с обсчетом и обвесом покупателей. Почти половина опрошенных (44,5 %) сообщили, что их обвешивали и обсчитывали в 2008 году. От 60,6 % в Сыктывдинском районе до 22,2 % в Усть-Цилемском районе. В целом горожане сталкиваются с обсчетом и обвесом несколько чаще сельчан. (Справка: в 2008 году за обман и обсчет потребителей Руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Коми вынесено 98 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 130500 руб., в том числе 2- в отношении юридических лиц.)
  • В основном при приобретении продуктов питания горожане чаще, чем сельские жители сталкиваются с приобретением продуктов питания ненадлежащего качества. Больше всего жалоб поступило на молочную(27% опрошенных) и мясную продукцию (15,2 %), а также рыбу (12,2%), рыбные консервы и пресервы (6,9%). Респонденты, указывающие производителей некачественной молочной продукции, чаще всего называли кировских производителей, некачественной мясной продукции – московских. Если в 2008 году столкнулись с низким качеством продуктов питания более половины опрошенных (55,6 %), то ненадлежащего качества непродовольственные товары покупала пятая часть респондентов. (Справка: В 2008 году в Управление поступило 221 обращение граждан, связанных с пищевыми продуктами и нарушением прав потребителей при продаже продовольственных товаров, в том числе 38 – устные, 181 – письменные, по которым дано 92 разъяснения, по 125 обращениям проведены мероприятия по контролю и приняты меры административного воздействия).
  • Чаще всего с низким качеством непродовольственных товаров потребители имели дело при покупке обуви, бытовой техники, мобильных телефонов. Среди приобретавших непродовольственные товары ненадлежащего качества обращались с претензией к продавцу чуть более половины опрошенных (51,5 %). А отстаивали свои права при покупке некачественных продуктов питания 38,5 % покупателей. Большинство опрошенных, сталкивавшихся с нарушениями прав потребителей, не пытались отстаивать свои права, ссылаясь на отсутствие времени и желания. Примерно каждый десятый из них не хотел конфликтовать. Городские покупатели некачественных товаров чаще, чем сельские самостоятельно устраняли дефект товара, и поэтому не обращались с претензией к продавцу. Сельчане чаще, чем горожане не могли вернуть некачественный товар или получить за него деньги, так как покупали товар в другом населенном пункте. Если респонденты обращались к продавцу с претензиями, то в большинстве случаев их требования были удовлетворены. При предъявлении претензий к продовольственным товарам требования покупателей удовлетворялись продавцами сразу после устного обращения в 84, % случаях. В 1,3 % случаях претензии были удовлетворены после письменного обращения. При предъявлении претензий к непродовольственным товарам требования покупателей удовлетворялись продавцами после устного обращения реже, чем при предъявлении претензий к продовольственным товарам (в 52 % случаях). Покупателям чаще приходилось обращаться с претензиями письменно (в 17 % случаях), в судебном порядке были удовлетворены требования в 2 % случаях. Обращались в какие-либо органы по защите нарушенных прав 5,5 % опрошенных. Защиту своих интересов респонденты, главным образом связывают с местными администрациями. (Справка: В 2008 году в Управление поступило 550 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей при продаже непродовольственных товаров, в том числе 414 – устные, 126 – письменные, по которым дано 488 разъяснения, по 58 обращениям проведены мероприятия по контролю и приняты меры административного воздействия).
  • Результаты опроса показали, что в 2008 году какие-либо услуги оказывались 99,6 % опрошенных. Претензии к качеству имели более половины (58%). Больше всего претензий:
  • к жилищно-коммунальным услугам, 46,1 % ответили, что удовлетворены их качеством. В числе основных претензий потребителей: высокие тарифы, некачественная уборка подъездов (в городах), качество водоснабжения и отопления (в сельских районах). - получатели услуг связи чаще всего жаловались на плохую связь, перебои связи следующих операторов: Северо-Западный Телеком (3,8 % опрошенных), МТС (1,7 %), Теле-2 (1,6 %), Ростелеком (1,61 %).
  • получатели медицинских услуг чаще всего выражали неудовлетворенность некомпетентностью врачей, низким качеством медицинских услуг.
  • недовольство респондентов, имевших претензии к бытовым услугам сводилось к услугам парикмахерских (услуги низкого качества, не соответствующие цене, низкая квалификация персонала), плохому состоянию бань.
    Сельские жители чаще, чем городские были недовольны жилищно-коммунальными услугами и услугами связи. Горожане – медицинскими и образовательными услугами. Не довольных качеством жилищно-коммунальных услуг больше всего было в Усть-Вымском районе (68,8 %). (Справка:В 2008 году в Управление поступило 338 обращений граждан (из них 204 – связаны с условиями проживания, 22 – с качеством питьевой воды, 112 – с ненадлежащим оказанием жилищно-коммунальных услуг), в том числе 88 – устные, 250 – письменные, по которым дано 247 разъяснений, по 76 обращениям проведены мероприятия по контролю и приняты меры административного воздействия).
  • Результаты опроса показали, что подавляющее большинство опрошенных знают о существовании Закона (85,1%). Хуже респонденты знают свои потребительские права. Во время опроса 28,4 % ответили, что ничего не знают о правах потребителей, 65,4 % заявили, что знают права, но не в полном объеме и только 6,2 % опрошенных сказали, что права потребителей знают хорошо. В целом горожане оказались более информированными (95,6 % в Вуктыле), чем сельские (46,8 % в Усть-Куломском районе).
    Самыми информированными оказались лица с высшим образованием и не полным высшим образованием, самыми неосведомленными – пенсионеры и респонденты с неполным средним образованием.
    Чаще всего обращались к отдельным статьям Закона РФ «О защите прав потребителей» жители Удорского района (39,3%), в Ижемском районе никто из опрошенных не читал Закон.
    На вопрос: «какие органы по защите прав потребителей Вы знаете?», 60,6 % ответили, что никакие. Самыми известными оказались администрации (17 %) и Роспотребнадзор (6,5 %). В случае нарушения своих потребительских прав туда чаще всего и обращались информированные респонденты. Следует отметить и слабую заинтересованность населения в получении информации о собственных правах и обязанностях как потребителей товаров и услуг. Среди респондентов хотели бы получить консультации по защите прав потребителей всего 40,3 %.

Автор

Архив новостей

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей

"Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
 
Copyright (c) Управление Роспотребнадзора по РК. Все права защищены. 2005-2007гг.
Создание и поддержка WebStar Studio
 
Фотосумки и чехлы Kata цена.