на главную Управление Роспотребнадзора
Вход для сотрудников
по Республике Коми
   главная   контакты

Меню:

НОВОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ
ДОКУМЕНТЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ"
ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ИНФОРМАЦИЯ
ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕНЫХ НУЖД
ПРИЕМ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

12 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 25.10.2007 №234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации»

17.12.2007

12 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 25.10.2007 №234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее ГК РФ).
В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях формирования единообразной правоприменительной практики считает необходимым обратить внимание на нижеследующие отдельные положения указанного законодательного акта.
1. В Закон внесено дополнение, императивно закрепляющее основание для указания в обязательном порядке в отношении продуктов питания информации о наличии в них компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), - «в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента».
Таким образом, с учетом объективной необходимости определения порядка соответствующего маркирования пищевых продуктов, полученных из ГМО, как формы реализации права потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации о составе пищевых продуктов, обеспечивающей возможность их правильного выбора, Закон был гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО, установленными Директивой Европейского Парламента и Совета от 22.09.2003 № 1829/2003 о генетически модифицированной пище и кормах, которая с апреля 2004 года ввела 0,9 % пороговый уровень для маркировки пищевых продуктов, полученных из ГМО. При этом следует отметить, что содержание в пищевых продуктах 0,9 % и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью и пищевые продукты, содержащие указанное количество таких компонентов, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.
2. Закон дополнен положениями, согласно которым при предоставлении кредита является обязательным предоставление сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы.
При этом указанная новация в контексте взаимосвязанных положений статей 8 и 10 Закона касается не как таковых условий договора, заключаемого сторонами в установленном порядке, а именно информации, доводимой до потребителей при заключении договора в наглядной и доступной форме.
Обязанной стороной по своевременному доведению этой информации в целях обеспечения возможности правильного выбора товара (работы, услуги) потребителем является тот, кто на практике фактически предоставляет потребителю соответствующий кредит, т.е. либо продавец - в рамках договора купли-продажи товара в кредит, в том числе с рассрочкой платежа (ст. 488, 489 ГК РФ) либо исполнитель (банк или иная кредитная организация) - в рамках кредитного договора (ст. 819 ГК РФ).

3. Изменена редакция абзаца 8 п. 2 ст.10 Закона, что связано с необходимостью устранения ранее существовавшего двоякого толкования его содержания относительно определения в качестве обязательной той части информации, которая содержалась в скобках после слова «изготовителя» (в части информации об уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Наличие в наглядной и доступной форме информации об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по общему правилу является обязательным. Однако обязанность по ее предоставлению в любом случае будет находиться в прямой зависимости от факта того - есть или нет в отношении конкретного товара уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер (в этой связи очевидным является лишь то, что в отношении любого импортного товара наличие соответствующей информации об импортере будет по определению обязательным).
4. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования общественных отношений с участием потребителей взаимосвязанными положениями внесены изменения соответственно в ст. 18 Закона и ст. 503 ГК РФ. Особое внимание обращают на себя изменения, касающиеся правовых аспектов предъявления потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров с недостатками. При этом следует иметь в виду, что вновь вводимые основания для предъявления потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров касаются лишь тех из них, которые входят в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.1997 № 575). Также определены сроки проведения соответствующей экспертизы товара и закреплено право потребителя на присутствие при ее проведении.
5. Новая редакция п.1 ст. 20 Закона призвана минимизировать издержки потребителей, вызываемые необоснованным затягиванием сроков устранения недостатков в товаре, и усилить ответственность соответствующих хозяйствующих субъектов за ненадлежащее исполнение обязательств.
В этой связи законодателем фактически введено определение незамедлительного срока устранения недостатков; установлен предельный срок для устранения недостатков, изначально определяемый соглашением сторон (45 дней); определены основания, согласующиеся в этой части с соответствующими положениями п. 3 ст. 401 ГК РФ, не являющиеся поводом для возможного заключения соглашения о новом сроке устранения недостатков товара и не освобождающие от ответственности за нарушение срока, определенного первоначальным соглашением сторон. При этом как таковая допустимость дополнительного соглашения предполагает его безусловную добровольность и наличие выраженного согласия потребителя.
Кроме того, в целях установления механизма реализации тех положений Закона, которые касаются определения в качестве оснований для предъявления соответствующих требований потребителя в отношении технически сложных товаров «невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков», п. 3 ст. 20 Закона дополнен императивными положениями о предоставлении потребителю в письменной форме информации о дате его обращения с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара, что должно предполагать, в первую очередь, со стороны уполномоченных организаций и уполномоченных индивидуальных предпринимателей (на практике осуществляющих соответствующую деятельность через всякого рода гарантийные, сервисные и т.п. центры) упорядочение их отношений с потребителями в части обязательного формализованного наличия вышеперечисленных реквизитов в документе, подтверждающем факт нахождения товара в гарантийном ремонте.
6. Ст. 23.1 Закона установлена неустойка за просрочку исполнения обязанности по передаче предварительно оплаченного товара.
7. Новая редакция ст.97 ГК РФ, а также изменение, внесенное в п. 1 ст. 26.1 Закона, позволили окончательно выделить дистанционный способ продажи товаров в область самостоятельного правового регулирования и устранить имевшие место коллизии, связанные с смешением данного понятия с продажей товаров по образцам. Роспотребнадзор отмечает, что в целом все внесенные изменения в Закон «О защите прав потребителей» направлены на усиление защиты прав и законных интересов потребителей, а также на совершенствование механизмов реализации этих прав.

Автор

Архив новостей

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей

"Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
 
Copyright (c) Управление Роспотребнадзора по РК. Все права защищены. 2005-2007гг.
Создание и поддержка WebStar Studio